.

Д О М А Ш Н Я Я

М А С Т Е Р С К А Я

Новости сайта Коктейли Самогон Катастрофы Экстрасенс X-FILES
Бесплатное Мастерская Главная Отзыв Разное Библиотека
 
Глава 2
УЗЛЫ МАШИНЫ И МЕТОДЫ УСТРАНЕНИЯ НЕИСПРАВНОСТЕЙ В НИХ (применительно к прямострочной машине 2М кл. ПМЗ)
ПОДРОБНЕЕ ОБ ИГЛЕ
Игла в швейной машине - самая главная деталь. Регулировка почти всех параметров в челночном устройстве ведется применительно к ее работе. Несмотря на свою хрупкость, игла испытывает наибольшие динамические нагрузки. Тип иглы, ее состояние и положение сказываются на качестве строчки. Поэтому о ней каждой швее надо знать больше, чем о машине в целом.

Игла обязательно должна соответствовать типу и толщине ткани, точно так же толщина ниток должна соответствовать как игле, так и ткани, их примерное соответствие указывается в таблице подбора иглы и ниток по ткани, помещенной в инструкции завода-изготовителя для каждой машины. Таблицы примерно все одинаковые, и, если вы не имеете инструкции к своей машине, можно взять ее к любой другой (см. гл. 4). Однако в таблице приведены лишь ориентировочные данные, уточнить их вы должны сами путем проб. Кроме того, имейте в виду, что нитки и иглы одного номера могут быть разного качества.

Прежде чем поставить иглу в машину, определите ее тип и проверьте, не искривлена ли она, не затуплена ли, нет ли на ней какого-либо другого брака.

Тип иглы. На какую иглу настроена машина, такой и надо работать!

Для того, чтобы перейти на иглу другого типа, необходимо переналадить машину. Например, машину отрегулировали на иглу отечественного производства. Толщина ее колбы 1,75+0,03=1,78 мм. Зазор между челноком и иглой в вертикальной плоскости установлен в 0,05 мм. Игла сломалась, и тогда поставили иглу индийского производства. У нее толщина колбы 1,7 мм. При этом зазор между челноком и иглой стал равным минус 0,03 мм, так как игла приблизилась к челноку на 0,08 мм. Носик челнока стал ударяться об иглу. При этом поломка иглы и носика челнока неминуема.

Игла должна быть с лыской на колбе. Ни в коем случае нельзя ставить иглу с круглой колбой на ту машину, которая отрегулирована на иглу с плоской колбой. Утолщенная часть колбы имеет срезанную сторону, этот срез называется лыской. При постановке в игловоди-тель иглу ставить лыской влево, а длинным желобком вправо со стороны игольного нитенаправителя (это правило для прямострочной машины 2М кл. ПМЗ). Если машина отрегулирована на индийские иглы, при постановке отечественной иглы возможны пропуски стежков в строчке.

Однако необходимо признать, что индийские иглы дают более качественную строчку.

Запомните! Во всех швейных машинах иглу устанавливать так, чтобы длинный желобок на игле был обращен в сторону игольного нитенаправителя (рис. 20). Иногда берут круглую иглу и сами затачивают на колбе лыску. Такая игла шить не будет! Почему? Да потому, что самодельная лыска не может отвечать следующим требованиям: должна быть строго определенная толщина срезанной части колбы; плоскость лыски должна быть строго параллельна продольной оси иглы и находиться на противоположной стороне от продольной длинной канавки.

Кривая игла. Взять иглу за колбу и на темном фоне быстро прокрутить, если острие иглы остается в одной точке, значит, она не кривая. Кривую иглу выправить трудно, лучше взять другую.

  Рис. 20. Устройство иглы:

1 короткий желобок; 2 - выемки над ушком; 3— лыска на колбе; 4 - колба; 5 — длинный желобок; 6 - бугорок; 7 — ушко; 8 — острие

  • Рис. 21. Положение иглы в круглом отверстии игольной пластины:
  • А – передняя сторона, обращенная к швее; Б – задняя сторона; 1 – игла прижата к передней стороне; 2 – игла прижата к задней стороне; 3 – игла прижата к правой стороне; 4 – игла прижата к левой стороне; 5 – нормальное положение

    Тупая игла. Ногтем большого пальца правой руки провести вдоль иглы от колбы до конца. Если на конце загнуто острие иглы, ноготь ее обнаружит. Тупую иглу можно наточить. Для этого, вращая иглу в левой руке, правой заточить кончик иглы под углом примерно 15° к игле. Точить следует плоским алмазным надфилем. Время на эту операцию 15—20 с. Затем отшлифовать место заточки наждачной шлифовальной бумагой. Тупая игла вызывает стук в машине, втягивание ткани в отверстие игольной пластины, петляние ниток снизу, вытягивание ниток из ткани, неравномерную строчку и т. д.

    Игла с другими видами брака. Возможно, что ушко иглы пробито наискось относительно лыски или длинной канавки. Ушко исправной иглы, поставленной в машину 2М кл., будет расположено строго вдоль оси платформы. При проверке иглу расположить так, чтобы плоскость лыски заняла горизонтальное положение, тогда ушко должно быть пробито строго по вертикали, т. е. под углом в 90°. Всякое отклонение — брак. При установке в игловодитель любая игла в любой машине имеет свободный ход, качание, в плоскости, перпендикулярной к продольной оси платформы. Это дает возможность поставить ее по центру отверстия игольной пластины. Но бывает, что в отверстии игла прижимается к передней 1 (рис. 21), задней 2, правой 3 или левой 4 стороне.

    В первом случае вынуть игловодитель и при помощи простого плоского надфиля и куска ножовочного полотна профрезеровать и пропилить заднюю сторону внутреннего паза игловодителя, куда вставляется игла. Точить понемногу, всякий раз примеряя иглу.

    Во втором случае выполнить те же операции, что в первом случае, только точить следует переднюю сторону игольного паза в игловодителе.

    В третьем случае точить вглубь левую сторону паза.

    В четвертом случае подогнуть нижний конец игловодителя вправо.

    Надо хорошо усвоить, что игла в отверстии игольной пластины не должна касаться ее сторон. Бывает игловодитель каленый и не поддается обработке. В таком случае его конец надо отпустить на пламени, т. е. нагреть до малинового цвета и медленно охладить, а потом обработать. Можно пропилить отверстие игольной пластины круглым алмазным надфилем, но это трудоемкий вариант.

    Часто края отверстия игольной пластины изрезаны

    многочисленными ударами иглы. В таком случае углом ножовочного полотна сделать фаску, срезав все острые выступы. Затем отверстие отшлифовать круглым надфилем. При этом диаметр отверстия хотя и увеличится, но будет иметь гладкие края, и нитка во время шитья не оборвется.

    Бывает так, что стенка отверстия игольной пластины разрывается с правой стороны. Исправить дефект можно тремя способами:

    заменить игольную пластину новой;

    заварить место разрыва газовой сваркой с обеих сторон, затем обточить и покрыть оловом верхнюю сторону. Поставить пластину на место и привернуть винтами. В игловодитель поставить ровную и острую иглу. Осторожно провернуть маховик так, чтобы игла сделала видимый след на пластине. Снять пластину, накернить место укола иглы и просверлить отверстие сверлом диаметром 2 мм. С обеих сторон сделать фаски;

    спилить остатки разорванного кольца (временная мера). Сделать края гладкими.

    Ржавые иглы применять нельзя! Они портят ткань, особенно тонкую и плотную, строчка получается некрасивой.

    Иглы бывают длинные и короткие. Разница в длине составляет 1 — 1,5 мм. Такие иглы не влияют на качество строчки, так как во всех случаях расстояние от верха иглы до ушка одинаковое. Однако длинные иглы чаще ударяются о челнок, поэтому работать ими труднее и опаснее.

    Поверхность игольной пластины всегда должна быть гладко отполирована. Пластину, подернутую ржавчиной, но вычищенную наждачной шкуркой, применять нельзя, так как рытвины от ржавчины будут задерживать продвижение ткани. Бывает, что от систематических ударов иглой игольная пластина прогибается посередине.

    Деформированную пластину необходимо выправить, иначе будет коробление тонких тканей при шитье.

    У некоторых швейных машин (“Чепель” 30 кл., “Паннония”, “Тула” и др.) бывает, что движение иглы вверх из крайнего нижнего положения замедлено относительно вращения челнока (из крайнего положения). К моменту встречи челнока с иглой петля-напуск недостаточного размера и челнок ее не захватывает, образуя пропуск стежков в строчке.

    В данной ситуации единственно правильное решение—ускорить подъем иглы путем поворота кулачка, помещенного на левом конце коленчатого вала на 3—6° по часовой стрелке.

    На кулачке закреплен привод игловодителя и нитепритягивателя. Рассмотрим два положения кулачка (рис. 22).

    Рис. 22. Регулировка ускорения подъема иглы из крайнего нижнего положения (машины “Тула”, “Паннония”, “Чепель” 30 кл.):

    /— вертикаль игловоди-теля; 2 - углы поворота большого кулачка; А0 -исходная точка крепления поводка игловодителя до регулировки; А0 — А2 - дуга поворота кулачка до регулировки; А'0 — А'2 - проекция дуги на вертикаль (равна 5 мм); .41 — исходная точка поводка игловодителя после регулировки, А1 — А3 —дуга ловорота кулачка после регулировки; А'1 — А'3 — проекция дуги на вертикаль (равна 7 мм)

    Первое — до регулировки. Ао —исходная точка крепления поводка игловодителя на кулачке при крайнем нижнем положении иглы. Повернем маховик на 20° центрального угла. Тогда на кулачке получим дугу А0—А2 траектории точки А0, но А'о — А'2ее проекция на вертикаль игловодителя. Это расстояние, на которое поднимается игла. В данном примере оно равно 5 мм.

    Второе — после регулировки. Ослабим оба винта крепления кулачка на коленчатом валу. При заторможенном маховике повернем кулачок на 10° по часовой стрелке. Закрепим винты. Теперь - точка Ао переместилась в точку А1. А1исходная точка крепления поводка игловодителя на кулачке. Опустим игловодитель в крайнее нижнее положение относительно иглы, тогда игла займет прежнее крайнее положение. Повернем маховик на 20°, точка А1 переместится в точку А3, т. е. А1—Аз — дуга перемещения точки А1, но А1—А3—ее проекция на вертикаль игловодителя — расстояние, на которое поднялась игла из крайнего нижнего положения. В данном примере оно равно 7 мм. Практически же поводок игловодителя находится в точке 5, когда игла находится в крайнем нижнем положении. И если принять радиус ОБ=14 мм (что близко к реальному в машинах) и все данные переложить на вышеизложенный теоретический расчет, результаты будут разительными: скорость подъема иглы увеличивается в два раза!

    В этой операции надо обратить внимание (для понимания и исполнения) на два фактора:

    1) после поворота кулачка по часовой стрелке на требуемый угол при неподвижном маховике обязательно надо вернуть игловодитель в крайнее нижнее положение (не трогая маховика);

    2) при повороте кулачка и опускании игловодителя, челнок остается неподвижным, т. е. он не меняет положения.

    На практике поворачивать кулачок приходится на 3—6°. При повороте на больший угол происходит рассогласование движений челнока с нитепритягивателем, что вызывает обрыв верхней нитки.

    Такой метод регулировки ускорения подъема иглы из крайнего нижнего положения особенно подходит для тех машин, у которых винты крепления кулачка не входят в углубления на коленчатом валу.

    Использованы материалы книги А. И. Зюзина "Ремонт бытовых швейных машин"

    Hosted by uCoz