.

Д О М А Ш Н Я Я

М А С Т Е Р С К А Я

Новости сайта Коктейли Самогон Катастрофы Экстрасенс X-FILES
Бесплатное Мастерская Главная Отзыв Разное Библиотека
 
Глава 3
НЕИСПРАВНОСТИ ШВЕЙНЫХ МАШИН РАЗЛИЧНЫХ МАРОК И МЕТОДЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ
  ШВЕЙНАЯ МАШИНА “ПОДОЛЬСК” 142 кл. ПМЗ

Это машина сложного зигзага, выполняющая специальные и декоративные строчки. Вариант исполнения с электрическим приводом.

1. Осмотреть машину на комплектность и поломки. Отключить электродвигатель от сети, снять оградительный щиток ременной передачи электромотора, снять электродвигатель.

2. Вывернуть сверху два винта и снять крышку.

3. В крышке снять электроузел: патрон и выключатель. Вывернуть лампочку, нижнюю часть патрона и снять щиток лампочки.

4. Вынуть часть патрона, к которой крепятся элек-тропровода.

5. Зажать винты крепления проводов на патроне и на выключателе. На заградительном щитке лампочки снизу, со стороны механизма, часто можно видеть два пят на — следы ударов винтов рамки игловодителя при выполнении зигзага. Чтобы не было ударов, место сгиба заградительного щитка подогнуть до угла 80о. При этом щиток без деформации вплотную приблизится к лампочке, а удары винтов прекратятся. Собрать узел в обратном порядке.

6. Проверить и подтянуть все винты крепления на крышке. Ослабить винт крепления фиксатора шпульки. Подвинуть его вправо до отказа и зажать винт.

7. Снять иглу, посмотреть, какого она типа, нет ли кривизны, затупления или другого брака (см. гл. 2 “Механизм иглы”). Лучше поставить новую иглу № 100, в крайнем случае № 90. Она должна иметь на колбочке лыску (плоскость). Иглу ставить вверх до упора лыской назад, а длинным желобком к швее. Закрепить иглу в иглодержателе винтом при помощи отвертки.

8. Снять машину с деревянной подставки. Разобрать челночное устройство: вынуть шпульный колпачок, запорное кольцо, челнок.

9. Реконструировать регулятор натяжения верхней нитки. Для этого ослабить стопорный винт слева, извлечь регулятор, буферную коническую пружину толкателя и толкатель (пинцетом).

Кусачками извлечь нитенаправительную скобу регулятора.

Отгибая толкатель, который находится внутри фронтальной плоскости, установить угол между диском и стержневой частью 100°. Если стержневая часть деформирована, выпрямить ее. Пинцетом поставить толкатель на место. Пинцет должен быть с согнутыми концами. Виток буферной конической пружины толкателя на узком конце подогнуть так, чтобы витки на широком и узком концах были параллельны. Поставить пружину на место широким концом к регулятору, т. е. вперед.

Разобрать регулятор, компенсационную пружину сделать с левой стороны регулятора работающей снизу вверх на разжим, для чего распрямить крючок, отогнув конец длиной 35 мм под углом 90° к пружине, и сделать из него новый нитезацепной крючок.

На нижнем опорном выступе основания регулятора трехгранным напильником запилить углубление в 2 мм для устойчивой посадки нитезацепного крючка компенсационной пружины.

Собрать регулятор. Проверить, имеет ли малый толкатель внутри регулятора свободный ход. Величина его 0,5 мм. Если в собранном виде свободного хода толкателя нет и регулятор еще не установлен, необходимо разобрать его, снять отжимную (с перемычкой) шайбу и подпилить толкатель со стороны плоского конца на 0,5 мм. Регулятор собрать снова (подробнее см. гл. 2 "Регулятор натяжения верхней нитки").

У собранного регулятора подпилить на 1 мм выступающий конец малого толкателя. Это позволит улучшить посадку регулятора в отверстии корпуса, сделает его более устойчивым и надежно закрепленным.

Вставить в регулятор нитку и проверить его работу на зажим и отжим нитки при подъеме лапки рычагом. При полностью опущенном рычаге нитка должна зажиматься по мере вращения нажимной гайки регулятора. Подъем рычага снизу на 1/3 его высоты не должен влиять на зажим нитки. Если начало подъема рычага отжимает шайбы регулятора, надо отпустить стопорный винт, весь регулятор потянуть чуть-чуть на себя и снова зажать винт. Еще раз проверить работу регулятора и так до тех пор, пока он не будет установлен правильно, т. е. с зазором между рычагом подъема лапки и отжимной шайбой регулятора через большой и малый толкатель (рис. 28).

Рнс. 28. Схема отжимного устройства регулятора (машина “Подольск” 142 кл.):

1 — рычаг подъема лапкн; 2 — большой толкатель внутри фронтальной полости; 3 — буферная пружина; 4 — малый толкатель внутри регулятора; 5 — отжимная шайба

До реконструкции:

направление нитки меняется два раза: первый поворот примерно на 120°, второй — на 90°. Оба поворота при работе оказывают нитке динамическое сопротивление, что способствует ее обрыву (рис. 29);

Рис. 29. Нитка в регуляторе и толкатель (машина “Подольск” 142 кл.):

а – до реконструкции; б – после реконструкции

многолетняя практика ремонта бытовых швейных машин показала, что нитенаправительная скоба не используется по назначению, а значит, и компенсационная пружина выключается из работы;

нитенаправительная скоба на первом же году эксплуатации машины настолько ослабляется в месте крепления, что становится подвижной и мешает швее.

После реконструкции:

нитка по выходе из регулятора не меняет направления, а компенсационная пружина, находясь на ее пути, обеспечивает ей мягкость и надежность в работе машины;

упрощена заправка нитки и облегчена работа швеи;

из-за переноса пружины на левую сторону регулятора невозможно выключение ее из работы.

10. Снять лапку. Установить иглу посередине отверстия игольной пластины относительно ее задней и передней стенок, т. е. В = Г (рис.10). Положение иглы 12 (рис. 31) определяет и регулирует кронштейн 9 рамки 2 игловодителя, расположенной в нижней части внутри фронтальной стороны 6. Кронштейн 9 в виде стального стержня диаметром 5 мм и длиной 28 мм приварен к основанию 7 (пластине), толщина которого 6 мм. Основание 7 крепится двумя винтами 3 к фронтальной стороне 6. Прежде чем поставить иглу 12 в нужное положе ние, пластину 5, прижимающую рамку 2 игловодителя к кронштейну 9 и закрепленную двумя винтами 3, проверить на люфт. Его быть не должно. При этом необходимо обеспечить легкое, без заеданий скольжение рамки 2 игловодителя 1 по кронштейну 9. иначе не будет правого укола зигзага. Положение иглы 12 обеспечивается перемещением кронштейна 9 назад или вперед. После крепкого затягивания двух винтов 8 кронштейна 9 игла 12 может уйти назад. В таком случае надо отпустить оба винта 8 и под заднюю сторону основания 7 кронштейна 9 положить (вертикально) фольгу размером 20х3х0.2 мм. Следует помнить, что этот узел имеет свойство самопроизвольно сбиваться, особенно при работе машины с электроприводом. Если это случилось, игла подошла вплотную к задней стенке в отверстии игольной пластины, а винты 8 кронштейна 9 сильно зажаты, с задней стороны в основание 7 кронштейна 9 подставить надфиль и два-три раза ударить по нему молоточком. При выполнении этой работы игла должна находиться в верхнем положении. По окончании регулировки иглы обязательно проверить, нет ли люфта у рамки 2 игловодителя 1 сверху на оси качания и внизу возле стержня 9 кронштейна. Вверху ось, на которой качается рамка, выполняя зизгаг, должна прижать рамку 2 вперед до отказа и застопориться винтом сверху. Следует хорошо знать, что, если после установки поперечного положения иглы в отверстии игольной пластины она сбилась назад, появится стук, сломается или погнется игла. Если игла сбилась вперед вплотную к стенке игольной щели, будет пропуск стежков. Руководствуясь вышеизложенным, можно легко своими силами поставить иглу на середину или ближе к переднему краю поперечного размера в игольной пластине.

Рис. 30. Положение иглы в игольной пластине (машины “Подольск” 142 кл., “Чайка” 132М кл., “Чайка” 142М кл. и др.):

При А=Б – прямая строчка; при К=М – зигзагообразная строчка; при В=Г - нормальная работа; при В>Г – поломка иглы; при В<Г – пропуск стежков

Рис 31. Узел крепления рамки игловодителя (машина “Подольск” 142 кл.):

1 – игловодитель; 2 – рамка игловодителя; 3 – винты крепления ограничительной пластины; 4 – стопорный винт регулятора; 5 – ограничительная пластина; 6 – кромка фронтальной стороны; 7 – основание кронштейна крепления рамки; 8 – винты крепления кронштейна; 9 – кронштейн (цилиндрический стержень); 10 – иглодержатель; 11 – нитенаправитель; 12 - игла

11. Поставить иглу посередине игольной щели в пластине относительно продольной оси платформы, т. е. А = Б (см. рис. 30). Это положение иглы регулируется двумя винтами 2 (рис. 32),

Рис. 32. Узел большого рычага-коромысла (машина “Подольск” 142 кл.):

1 — рама нгловоднтеля: 2 винты крепления рычага; 3 — большой рычаг-коромысло; 4—ось качания рычага; 5 — корпус машины; 6 - нитепрнтягиватель

расположенными вертикально на раме 1 игловодителя. Эти же винты 2 прикрепляют к раме 7 длинный рычаг-коромысло 3. Ослабить винты 2, установить длинную отвертку под правую сторону большого рычага-коромысла 3 так, чтобы конец его был постоянно приподнят, левой рукой установить иглу посередине щели в игольной пластине, а правой завернуть оба винта 2 при помощи отвертки. Снять длинную отвертку из-под рычага и накрепко завернуть оба винта 2. Провернуть маховик несколько раз и проверить, не сбивается ли игла - выполняется ли условие А= Б (см.рис. 30).

12. Установить иглу в отверстии игольной пластины для зигзага. При зигзаге игла должна входить в отверстие на одинаковом расстоянии как от правого, так и от левого конца.

Рис 33. Блок зигзага (машина “Подольск” 142 кл.):

1 – винт крепления блока на консольной оси; 2 - ограничитель большого рычага-коромысла; 3 – опорный палец малого рычага-коромысла; 4 — малый рычаг-коромысло; 5 – кронштейн крепления блока к корпусу машины; 6 - винт крепления двух рычагов качания при зигзаге; 7 — хвостовая часть копирных рычагов; 8 — рычаг-толкатель блока копирных рычагов; 9 — рычаг-толкатель кулисы зигзага; 10— блок копирных дисков; 11 — винт крепления блока к корпусу машины (с задней стороны); 12 — ведомая шестерня зигзага (пластмассовая); 13 - регулировочный винт тормоза ручки включения зигзага; 14 — стопорный винт оси ручки; 15 — ручка управления смещением строчки; 16 — ручка включения зигзага. 17 — винт крепления оси ведомой шестерни; 18 — винт крепления дистанционной втулки блока копирных рычагов; 19 —ручка управления декоративными строчками: 20 — фикса торное устройство ручки декоративных строчек

Если игла смещена влево или вправо, отпустить винт 6 (рис. 33) на блоке зигзага сверху, он соединяет два рычага-толкателя 8 и 9, находящиеся на оси ручки 19 (левая) управления декоративными строчками. Сделать приспособление из проволоки или спицы от зонта для поджатая вверх рычага-толкателя 9 кулисы зигзага. Поставить правую ручку 16 на зигзаг, левую 19 – на единицу. Провернуть маховик на правый укол зигзага, Приспособлением зацепить верхний рычаг-толкатель 9 кулисы и, поднимая или опуская его, смотреть на иглу. Установить иглу в правое положение от правого конца щели на 1 мм. Держать так, не меняя положения. Левой рукой при помощи тонкой отвертки подать нижний рычаг толкатель 8 блока копирных рычагов влево до отказа. Затем этой же рукой завернуть верхний винт 6, соединяющий два зигзагных рычага. Провернуть маховик и проверить, на одинаковом ли расстоянии от концов игольной щели опускается игла на зигзаге – К = М (см. рис. 30). Если не на одинаковом, операцию повторить.

Иногда приходится выполнять эту работу по нескольку раз.

13. Проверить вход и выход иглы из игольной пластины - всякое отклонение от вертикали при входе и выходе иглы нарушит работу машины. При этом возможны: погнутость и поломка иглы, стук, шум, слишком большие отверстия в ткани при ее проколе, пропуски стежков в строчке (см. рис. 11).

Для обеспечения нормальной работы машины при выполнении зигзагообразной строчки необходимо выполнить следующие работы. Снять иглу, отвернуть сверху винт крепления зигзагного блока, отвернуть винт сзади и вынуть блок. На коленчатом валу останется свободной червячная шестерня 2 (рис. 34).

Рис. 34. Ведущая шестерня блока зигзага на коленчатом валу (машина Подольск 142 кл.):

1 — коленчатый вал, 2 — червячная ведущая шестерня; 3 - винты крепления шестерни; 4 крышка шатуна, 5 — винты крепления крышки; 6 -- войлочный сальник; 7 — ведомая пластмассовая шестерня, 8 — ось симметрии нарезной части

Она застопорена двумя винтами 3. Ослабить их и принудительно сдвинуть ее влево за перемычку. Место посадки шестерни (оно бывает накернено на валу) легонько запилить вкруговую. Затем вручную придвинуть шестерню и провернуть ее. Если она заедает, снова запилить и снова придвинуть шестерню и провернуть ее. Операцию повторять до тех пор, пока шестерня не начнет легко проворачиваться на валу 1. Такая операция необходима, иначе невозможно провернуть червячную шестерню для регулировки вертикального входа и выхода иглы из пластины на зигзаге. Шестерню расположить на расстоянии 6 мм от правого предела коленчатого вала, т. е. продольная ось симметрии ведомой шестерни должна проходить по поперечной оси 8 симметрии нарезной части червячной шестерни. Продольная ось верхней шестерни совпадает с поперечной осью нарезной части червячной шестерни, а поперечная ось верхней шестерни совпадает с продольной осью червячной. В этом случае в зацеплении с червячной шестерней 2 участвуют три зуба верхней пластмассовой шестерни. Такое зацепление обеспечивает долговечность верхней пластмассовой шестерни. Когда червячная шестерня посажена вплотную к правому пределу коленчатого вала, в зацеплении с ней участвует один зуб верхней пластмассовой шестерни, и при сильном застопорении челнока этот зуб срезается, т. е. пластмассовая шестерня выходит из строя, а значит, и надолго выходит из строя машина. Поэтому придвинуть червячную шестерню 2 так, чтобы ее правый край был на расстоянии 6 мм от начала коленчатого вала, и закрепить одним винтом 3. Поставить на место блок зигзага и накрепко прикрепить его верхним большим винтом. Задний винт должен быть ввернут, но ослаблен. Поставить иглу на место, правую ручку 16 (см. рис. 33) поставить на полный зигзаг, а левую 19 на цифру 1. Проворачивая маховик, смотреть, как игла входит и выходит из игольной пластины при левом и правом уколе зигзага (см. рис. 11). Если любая из четырех траекторий отклоняется от строгой вертикали (вверху игла переходит слева направо и наоборот — по дуге), выполнить регулировку. Для этого левой рукой ослабить винт 3 (см. рис. 34) на червячной шестерне и, придерживая его отверткой от проворачивания, правой с помощью маховика провернуть коленчатый вал на 10—15°. Зажать винт 3 шестерни и, проворачивая коленчатый вал, смотреть, улучшился или ухудшился вход и выход иглы. Если ухудшился, снова ослабить винт 3 шестерни и, придерживая ее отверткой, провернуть коленчатый вал в обратную сторону. Закрепить винт 3 на шестерне и снова посмотреть, как опускается и поднимается игла. Эту операцию повторять до тех пор, пока игла не начнет опускаться и подниматься по вертикали, т. е. без горизонтального смещения на уровне ткани как при левом, так и при правом уколе. После окончания регулировки накрепко зажать оба винта 3 на червячной шестерне.

Чтобы отрегулировать зазор между зубьями обеих шестерен в блоке зигзага, выполнить следующие операции.

Отпустить винт 1 (см. рис. 33) крепления всего блока на консольном кронштейне 5, задний винт 11 должен быть ослаблен. Слегка нажать на пластмассовую шестерню и закрепить накрепко винт 11 крепления блока. Зажать накрепко винт 1 крепления блока на консольной оси. Отпустить задний винт 11 крепления блока, провернуть маховик на несколько оборотов. Накрепко зажать задний винт 11 крепления блока. Провернуть маховик несколько раз. Вращение должно быть легким, и в момент схода копирного рычага с выступа пластмассового диска стука быть не должно. Если зазор в зубьях шестерен зигзага еле ощутим, а стук явно слышен, значит, есть продольный люфт коленчатого вала. Люфт хорошо ощущается рукой. Для устранения продольного люфта отпустить винт крепления втулки левого подшипника коленчатого вала и со стороны блока зигзага на втулке, сделав упор трехгранным напильником, один-два раза ударить молоточком. Втулка должна переместиться влево. Стук при зигзаге исчезнет. Если вращение коленчатого вала стало тяжелым, в торец коленчатого вала с левой стороны подставить плоский надфиль и легонько ударить по нему молоточком. Добившись легкости вращения коленчатого вала и ликвидировав стук при зигзаге, накрепко закрепить винт левой втулки.

14. Неисправности на блоке зигзага. Если большой рычаг-коромысло правым концом заскакивает на выступ опорного пальца 3 (см. рис. 33), нарушается работа блока. В данном случае вопрос решается просто. Отвернуть два вертикально расположенных винта 2 (см. рис. 32) крепления большого рычага коромысла 3, снять его и легкими ударами по металлическому основанию немного изогнуть в сторону к передней стенке. Затем поставить на место и отрегулировать положение иглы в игольной пластине (см. п. 19).

Если правая ручка управления зигзагом вращается настолько легко, что во время работы самопроизвольно возвращается на нулевую отметку, т. е. начинает выполнять прямую строчку, сделать следующее. Ручку 16 (см. рис. 33) поставить на отметку 0, оставить стопорный винт. В торце оси есть винт 13 с широкой головкой. Придерживая левой рукой ручку зигзага, правой завернуть этот винт на один-два оборота. Зажать сверху стопорный винт 14. Выполнив такую работу, вы подтянете тормозное устройство ручки 16 зигзага.

Если от предельно сильного натяжения возвратной пружины рамки игловодителя копирный рычаг прочертил или углубил дорожку на пластмассовом копирном диске, уменьшится размер зигзага. Натяжение пружины уменьшить до минимума. Сверху, слева от блока зигзага на дне рукава есть винт крепления той пластины, которая натягивает пружину. Этот винт ослабить и одновременно освободившийся конец пластины (слева от винта) при помощи отвертки левой рукой подать вперед так, чтобы пружина не зацепляла рычаг во фронтальной полости, а правой -при помощи другой отвертки зажать винт. Снять весь блок. С него снять пластмассовый блок копирных дисков вместе с пластмассовой шестерней 12, ослабив винт 17. Затем, вынув ось, снять пластмассовую шестерню 12. В блоке пластмассовых копиров отвинтить две гайки МЗ и снять диск зигзага. Перевернуть его другой стороной. С диска удалить многозначные цифры с тем, чтобы дать возможность пластмассовой шестерне 12 вплотную расположиться на диске. На винты навернуть гайки, на концы винтов с гайками надеть перевернутый диск зигзага. Отверткой зажать оба винта, они соединяют четыре диска, а пятый (зигзагный) будет присоединен общей осью этого узла, т. е. винтом 17. Вставить в диск зигзага шестерню 12, вставить ось. Наконец можно весь узел ставить на место. Зажать ось стопорным винтом 17. Теперь копирный рычаг будет касаться новой (нетронутой) поверхности диска зигзага и ширина зигзага будет наибольшей (нормальной). Поставить блок на место и произвести все регулировки. В общем блоке зигзага с левой стороны на оси левой ручки с цифрами 1, 2, 3, 4, 5 есть блок рычагов. Это копирные рычаги. Поворачивая ручку, можно попеременно включать в работу тот или иной рычаг и получать соответствующую строчку. Все копирные рычаги одинакового размера и посажены на пластмассовые втулки № 1, 2, 3. Втулки имеют отверстия диаметром 5 мм с малыми шпонками (тоньше спички). Стальной валик своим пазом с острыми кромками легко срезает эти пластмассовые мини-шпонки и блок выходит из строя.

Для его ремонта снять с машины блок зигзага. Снять ручку 19 (см. рис. 33) управления блоком копирных рычагов. С валика снять запорную шайбу 1 (рис. 35),

Рис. 35. Блок копирных рычагов (машины “Подольск” 142 кл., “Чайка” 142 кл.):

/ — запорная шайба; 2 размерная шайба ( 16х5х1 мм; 3 — копирный рычаг декоративных строчек: 4 — копирный рычаг зигзага; 5 -_ пластмассовые фасонные втулки; 6 — ограничительное кольцо; 7 — ось блока: 8 — отремонтированная пластмассовая фасонная втулка (вариант); 9 — шпонка размером 4х2,5х2 мм; 10 -- сечение шпонки

ослабить два винта ограничительного кольца 6. Разобрать блок рычагов. Лучше всего заменить пластмассовые втулки 5. Если их нет, в пластмассовой втулке на месте срезанной шпонки пропилить двояковыпуклым или трехгранным простым надфилем углообразный паз глубиной 1,5 мм (фасонная втулка 8), затем сделать шпонку 9 из стали, алюминия или меди трехгранного сечения. Собрать блок копирных рычагов, соблюдая порядок нумерации пластмассовых втулок. Сначала ставить втулку № 1 — зигзагную, затем — № 2 и последней- № 3. После первого копирного рычага 3 поставить две размерные шайбы 2, дальше ставить по одной шайбе. Такие металлические шпонки работают дольше и надежнее пластмассовых (см. “Швейная машина “Чайка” 142М кл.).

15. Поставить иглу в крайнее верхнее положение. Посмотреть на зубья рейки двигателя ткани. Если высота зубьев спереди равна высоте сзади, под передней винт подложить один слой фольги, если высота спереди меньше высоты сзади, подложить два слоя фольги размером 0.2х2.

Для нормальной работы механизма двигателя ткани передний край зубьев должен быть выше заднего на 0,5 -0,6 мм. При закреплении зубьев необходимо тщательно примерять игольную пластину, иначе задевание зубьев за пластину неизбежно (см. рис. 15).

16. Снять игольную пластину. Откинуть машину на петлях. Надеть запорное кольцо челнока. Поставить машину в исходное положение. Поставить рычаг зигзага на цифру 5. Маховиком опустить иглу и поставить ее на правый укол зигзага. Посмотреть, на каком расстоянии находится игла от правого края нитенаправительной пластины (см. рис. 6). Если это расстояние 2—4 мм, при левом уколе зигзага плохо скидывается нитка с челнока, верхняя нитка петляет снизу или обрывается, задевая за острый левый край зева корпуса хода челнока (см. рис. 2).

Чтобы устранить такой недостаток, необходимо; включить зигзаг, опустить иглу в нижнее правое положение, откинуть машину на петлях (см. рис. 7). Затем отпустить болты 4 крепления корпуса 3 хода челнока, ослабить винты 14 и 19 крепления обеих втулок вала челнока. Задача этой операции заключается в том, чтобы сместить влево корпус хода челнока 3 и вместе с ним вал 12 секторной конической шестерни 8. Смещение вести до тех пор, пока расстояние между иглой и правым краем нитенаправительной пластины не станет равным 1 мм (см. рис. 6).

На валу 12 (см. рис. 7) секторной конической шестерни 8 с левой стороны помещен кулачок 11 подъема зубчатой рейки. Ослабив оба винта крепления кулачка, сместить правую втулку 13 вала влево на 4 мм. Сместить корпус хода челнока 3 влево настолько, чтобы правый край нитенаправительной пластины (см. рис. 6), привинченной двумя винтами к запорному кольцу, подошел к игле на расстояние, чуть больше 1 мм. При закреплении корпуса хода челнока 3 (см. рис. 7) болтами 4 расстояние уменьшится. Нам же надо расстояние не меньше 1 мм. С помощью трехгранного напильника и молоточка сместить кулачок 11 подъема зубьев на валу 12 влево, в результате кулачок 11 подойдет вплотную к левой втулке 9 вала 12 и втулка подвинет секторную шестерню 8. При этом следить за тем, чтобы зубья шестерен 8 и 20 не выходили из своего зацепления. Поэтому смещать корпус хода челнока 3 постепенно, каждый раз смещая вал 12. Итак, расстояние между иглой и пластиной чуть больше 1 мм установлено. Теперь необходимо установить корпус хода челнока 3 относительно иглы. Зажать оба болта 4 крепления корпуса. Пальцем руки проверить наличие на толкателе челнока зазора в зубьях шестерен. Если его нет, острым концом трехгранного напильника сделать упор на ступице секторной шестерни 8 со стороны толкателя челнока и легонько ударить молоточком. Если зазор окажется большим, подвинуть вал влево. На толкателе челнока такими приемами можно установить зазор, хорошо ощутимый рукой. Проворачивая маховик, проверить, чтобы зазор был во всех положениях толкателя, иначе в машине появятся стук, тяжелый ход и заедание. После установки нужного зазора в зубьях шестерен 8 и 20 зажать накрепко винты 14 и 19 крепления левой и правой втулок 9 и 13 вала 12. Отодвинув кулачок 11 подъема зубчатой рейки от левой втулки 9 вправо на 2 мм при опущенной игле, поставить его так, чтобы верхний винт был предельно доступен для отвертки (сверху ей будет мешать прилив 10 платформы), и жестко закрепить его. Провернув моховик, можно увидеть винт кулачка и закрепить его. Здесь обратить внимание на то, что при подъеме кулачка 11 игла должна находиться в крайнем верхнем положении в момент продвижения ткани. Ни в коем случае не должна быть нарушена синхронность движений иглы и зубчатой рейки.

Поставить иглу в крайнее верхнее положение. Рожковым ключом 10х8 ослабить болт 18 крепления кривошипа шатуна на правом конце вала 12. Осторожно молоточком сместить вправо кривошип 16 на 2—4 мм, т. е. ровно на столько, на сколько был подвинут влево корпус хода челнока 3. Проделав это, исправить положение шатуна на коленчатом валу, т. е. поставить шатун без перекоса, который образовался в результате перемещения корпуса хода челнока влево к игле. Закрепить болт 18. Теперь вращение маховика должно быть легким. Тяжелый ход возможен по следующим причинам:

нет достаточного зазора в зубьях конических шестерен 8 и 20 или велик наклон в ту или другую сторону корпуса хода челнока;

кулачок 11 подъема зубьев на валу 12 челнока прижат к левой втулке;

шатун получил перекос на коленчатом валу из-за смещения вала 12 челнока влево.

Рис. 36. Челнок (машины “Подольск” 142 кл, “Чайка”):

А – правая сторона; Б – левая сторона; 1 – правая кромка широкой полки; 2 – правая внутренняя кромка носика; 3 – правая наружная кромка; 4 – левая внутренняя кромка; 5 – внутренняя кромка широкой полки; 6 – левый внутренний угол хвостовика; 7— широкая полка; 8 — узкая полка

17. Проверить челнок (рис. 36) — нет ли на его кромках заусенцев и заострений. При наличии острых кромок на носике челнока, широкой полке, по которой сбегает нитка, а также, острого угла там, где выходит нитка петлей из челнока, кромки 1-4 притупить плоским алмазным надфилем с последующей шлифовкой шлифовальной бумагой. Кромку 5 широкой полки в раз резе челнока, куда входит игла, тоже хорошо притупить, чтобы образовалась маленькая площадка-фаска, имеющая угол наклона 45°. Дело в том, что зачастую в это место ударяет игла и портится. При этом надо иметь в виду и такой фактор. В наборе игл редко бывает абсолютно ровная игла. Почти все они в разной степени имеют кривизну, а устройство челнока предполагает применение абсолютно прямой иглы. Такое противоречие и вынуждает мастера делать на правой кромке 5 челнока такую фаску. Обработанный челнок вложить в корпус хода челнока и отрегулировать следующие параметры:

а) зазор между челноком и его толкателем (см. рис. 12). В начале подъема иглы из крайнего нижнего положения образуется петля-напуск. Носик челнока при движении захватывает эту петлю — момент входа нитки в челночное устройство. При проворачивании челнока более чем на 180° петля верхней нитки выходит из челночного устройства. Таким образом, имеется входная зона, куда входит верхняя нитка, и выходная зона, откуда нитка выходит. Соответственно на толкателе есть входной конец, куда входит нитка, и выходной, откуда она выходит. Это необходимо знать. У машин разных марок зазоры на входном и выходном концах различны, и их необходимо придерживаться. В данном случае надо установить зазор на выходном конце. Прижать конец пружины к толкателю вплотную. Для этого отвинтить один винт крепления пластины к толкателю, подложить под пластину конец отвертки и пальцем руки прижать ее к толкателю. Затем завернуть винт. Можно это сделать и так. Не отвинчивая винт, подложить поперек под пластину проволоку толщиной 0,2—0,3 мм (обычно проволока от компенсационной пружины) ближе к винту крепления. Пассатижами прижать пластину к концу толкателя. Затем убрать проволоку. Неприжатая к выходному концу пластина увеличивает шум машины, так как во время работы инерция челнока увеличивается, увеличиваются и динамические нагрузки на оба конца толкателя челнока, а зазор при этом увеличивается в несколько раз. При большой скорости появляется стук. Иногда неприжатый конец пластины на выходе нитки вызывает апериодические петли снизу (верхней нитки) Кроме этого выходной конец пластины будет со временем отгибаться все больше и больше и примерно через 5—6 мес. начнутся пропуски сначала на правом уколе зигзага, затем и при прямой строчке. При усилении стука в машине на входном конце толкателя сжать кусачками загнутый конец пластины, лежащий на тонком уступе.

Проворачивая маховик, поставить иглу в крайнее верхнее положение. Посмотреть, есть ли и какой величины зазор между челноком и выходным концом толкателя. Зазор должен быть равен 0,3 мм (см. рис. 12). Если он больше, чуть-чуть подогнуть толкатель в центральной его части. Если зазор равен 0,5 мм (примерно), можно отогнуть конец пластинчатой пружины 4 на толкателе (не всю ветвь пружины, а загнутый конец длиной 5—6 мм, на этом участке пружина немного разогнется и зазор уменьшится). Если после этого зазор исчез совсем, тонкой отверткой сделать требуемый зазор (0,3 мм).

Установить зазор на входном конце толкателя. Идеально он должен быть таким же, как на выходе нитки (0,3 мм). Но при наличии разной величины эксцентриситета между осью вращения челнока и осью вала толкателя зазоры на выходе и входе нитки будут различными. В первую очередь установить зазор 0,3 мм на стороне с наименьшим зазором. На другой стороне зазор будет чуть больше;

б) положение входного конца толкатели в челноке при поднятой вверх игле. Толкатель должен находиться или посередине вертикальной плоскости, или ближе к носику челнока, иначе задержка проскакивания нитки вызовет петляние в строчке снизу (см. рис. 12,б);

в) зазор между иглой и носиком челнока в плоскости его вращения. Этот зазор устанавливается при левом положении иглы на зигзаге и равен 0.1 мм. Если при шитье нейлона на левой стороне зигзага будут пропуски, зазор уменьшить до 0,05 мм следующим образом. Ослабить верхний болт 4 (см. рис. 7) крепления корпуса 3 хода челнока и, вращая корпус на цапфе 6, установить требуемый зазор. Носик челнока подвести к игле вплотную, так как при закреплении болтом 4 от нажима корпус всегда отходит от иглы и образует зазор. Если зазор будет больше указанного, обязательно возникнут пропуски как в прямой строчке, так и при зигзаге (на левом уколе), особенно при шитье нейлона;

г) расстояние от челнока до иглы. Поставить иглу в крайнее нижнее положение. Носик челнока должен отстоять от иглы на 4 мм. Этот параметр у машин разных марок далеко не одинаковый, например, у машины 2М кл.-2 мм, “Чайка” 2 кл. – 1,5 – 2 мм, “Орша” первых выпусков – 1 – 1,5 мм и т. д. Необходимое расстояние достигается за счет поворота вала 12 челнока на тот или иной угол. Обхватить кусачками вал 12, рожковым ключом 10х8 ослабить болт 18 на кривошипе (с правой стороны) и, придерживая правой рукой маховик от проворачивания, кусачками повернуть вал 12 на требуемый угол. Зажать болт 18 и проверить расстояние. Если оно не соответствует требуемой норме, операцию повторить. По окончании регулировки окончательно зажать болт 18. Однако это может и не получиться или получиться с возникновением стука в машине. Дело в том, что препятствием служит сектор конической шестерни 8, расположенный на левом конце вала. При установке нужного расстояния в челночном устройстве верхний конец шестерни 8 либо упирается в корпус хода челнока и препятствует установлению расстояния в 4 мм, либо при вращении ударяет о корпус хода челнока. Чтобы этого не было, трехгранным напильником спилить верхний торец шестерни 8 на 1 мм. Другого решения здесь нет.

18. Отрегулировать встречу иглы с челноком при правом уколе зигзага (см. рис. 11). Эта встреча должна произойти выше ушка иглы на 1 мм (и не более!). Регулировка производится подъемом или опусканием игловодителя. Разобрать узел стержня прижимной лапки и открутить винт (с задней стороны) крепления игловодителя. Иногда игловодитель не опускается ниже. Это значит, что на нем низко сделана лыска — площадка для стопорного винта. В таком случае снять рамку с игловодителем, вынуть игловодитель и удлинить лыску. Удлинять следует ее верхнюю часть, сточив круглый участок вала на высоту 2 мм и глубину заподлицо с площадкой. Работу выполнять надфилями разного сечения. Собрать узел стержня прижимной лапки и игловодителя в обратном порядке.

19. Итак, все параметры в челночном устройстве установлены, прочищены все пазы. Теперь вставить челнок, поставить на место запорное кольцо челнока и зажать его (кольцо) поворотной скобой. Попытаться вращать маховик. Часто бывает, что при этом коленчатый вал не вращается. Если же вынуть челнок, все вращается легко. Что делать? Снять запорное кольцо и вынуть челнок. Куском ножовочного полотна снять часть металла с той плоскости паза, на которой лежит челнок, когда машина откинута на петлях. Запорное кольцо прижимает к плоскости паза челнок. Снять слой металла с тех участков плоскости паза, на которых он задерживается. Эта операция занимает не более 2 мин. Не снимите металла больше чем надо! За время операции два-три раза проверить, какое положение занимает челнок.

20. Теперь отрегулируем длину стежка. Рычаг регулировки длины стежка находится спереди справа, в нижней части рукава. Он представляет собой круглую ручку со шкалой шага от 0 до 4 мм, здесь же размещен и рычаг обратного хода ткани.

Сначала ослабить винт крепления ручки и снять ее, снять машину с петель и перевернуть ее низом платформы вверх. Снизу ослабить винт крепления рычага обратного хода и вынуть его. Вывернуть четыре винта крепления замысловатого контура двойной крышки спереди и снять ее. Отвернуть два винта регулятора длины стежка и вынуть его снизу, игла при этом должна быть в нижнем положении.

Рис. 37. Регулятор длины стежка (машины “Подольск” 142 кл., “Чайка” 142М кл, “Чайка” !32М кл.):

1 – рамка; 2 – резьбовые отверстия; 3 – диск, вращающийся с секторным вырезом; 4 – рычаг, вращающийся на оси и связанный с кулисой диска 3; 5 – отверстие рычага обратного хода; 6 – винт крепления рычага 4; 7 - винт крепления рычага обратного хода; 8 — секторный вырез в диске 3

Повернуть вращающийся диск 3 (рис. 37) по часовой стрелке до отказа — секторного выреза 8. Регулятор лицевой стороной обращен к нам, его секторный вырез 8 находится снизу справа. Ослабить винт 6 крепления рычага 4 на оси, легонько ударить молоточком по винту 6 и рычаг 4 можно повернуть на оси. Больших усилий не прилагать! Установить рычаг так, чтобы зазор между концом рычага 4 и плоскостью диска 3 был равен 1 мм. Рычаг 4 поворачивать на оси только после того, как будет осажена втулка под винтом 6.

Зазор в 1 мм образуется между плоскостью по правой окружности диска и концом рычага. Если зазор между рычагом 4 и плоскостью диска 3 уменьшать, длина стежка будет уменьшаться, и наоборот.

Зазор между воображаемой задней плоскостью диска и концом рычага на уровне центра диска можно регулировать поворотом рычага 4. Зажать винт крепления рычага и поставить регулятор на место (при установке кулису шага, в которую будет упираться снизу рычаг 4 регулятора, поднять отверткой и повернуть вверх). Рычаг регулятора заводится за вилку подачи с правой стороны. После установки регулятора и закрепления его двумя винтами надеть ручку, подложить под лапку лист чистой бумаги и, проворачивая маховик, проверить длину стежка. Если окажется, что максимальная длина 3 мм, а подача материала приостанавливается раньше нулевой отметки, снять регулятор и отодвинуть рычаг чуть вправо (на 0,5 мм), тогда зазор между диском и рычагом будет равен 1,5 мм. Собрать все в обратном порядке. Операцию по установке зазора иногда приходится повторять по несколько раз. Зазор может доходить до 0 и даже до — 1 мм, т. к. конец рычага 4 может заходить за плоскость диска 3 на 1 мм. Практически каждая машина имеет свои особенности. Поэтому указанный на рисунке зазор (1 мм) между плоскостью диска 3 и рычагом ориентировочный, наиболее часто встречающийся. Отклонения могут быть и в сторону увеличения, и в сторону уменьшения. Окончательно зазор устанавливать опытным путем.

В регуляторе длины стежка могут быть различные неисправности. Например, нет шага стежка и он не регулируется. Чтобы установить причину, посмотреть устройство крепления рычага регулятора длины стежка.

Рис.38. Крепление рычага регулятора длины стежка (машина “Подольск” 142 кл.):

/ — стопорный винт; 2 – отверстие; 3рычаг; 4 — резьбовая втулка; 5 — ось крепления рычага; 6 — нажимная втулка: 7 — стяжной винт

При завинчивании винта 7 (рис. 38) в верхнюю резьбовую втулку обе втулки, сближаясь, зажимают накрепко ось 5 рычага 3. Когда же скосы втулок 4 и 6 велики, они могут сблизиться настолько, что будут упираться друг в друга, а ось 5 не будет зажата накрепко. В этом случае регулировки длины стежка не будет. Что же делать? Полностью вывернуть винт 7, вынуть втулки 4 и 6 и подпилить их внутренние торцы на наждачном точиле. Они закалены и имеют большую твердость. Их начальная длина 7 мм, сточить по 1 мм с каждой стороны. Собрать все в обратном порядке. Отрегулировать длину стежка.

21. Иногда на машине установлена прижимная лапка специального назначения. Если на ее нижней стороне имеется широкий глубокий паз — это петлевая лапка. Работая такой лапкой, на тонких тканях будет получаться плохая строчка с пропусками стежков. Эту лапку заменить на универсальную, которая имеет снизу ровную поверхность. Новая лапка покрыта защитным слоем из металла (хром, никель). Некоторые швеи при шитье допускают оплошность - ткань вышла из-под лапки, а машина продолжает работать. При этом лапка ударяется о зубья рейки. Такая ситуация особенно часто наблюдается при работе на машине с электроприводом. В результате на лапке снизу повреждается защитная металлическая пленка, тупятся зубья рейки, ухудшается продвижение ткани. Если это случилось, лапку, покрытую слоем металла, следует обработать так, чтобы снизу не было остатков пленки и поверхность была гладкой. После такой обработки следить за тем, чтобы на лапке не появилась ржавчина. В нерабочие дни нельзя подкладывать под лапку гигроскопичные материалы. При всех ремонтных работах необходимо разобрать узел прижимной лапки и наждачной бумагой очистить стержень от различного рода наслоений. При сборке следить за силой нажима пружины. Иногда приходится несколько витков нажимной пружины удалять. Ставить пружину отрезанным концом вниз. Кроме того, после окончания сборки узла прижимной лапки сжать два-три раза пружину до предела концом большой отвертки.

22. При ремонте следует различать характер смещения иглы относительно игольного отверстия. Если смещение произошло в пределах игольной щели, в пластине неисправность легко устранить, подложив один слой фольги под нижний кронштейн рамки игловодителя. Но если смещение иглы выходит за пределы игольной щели пластины на 2—3 мм, тут уж и прокладка не поможет. Это значит, что три винта (два слева, один справа) крепления рукава к платформе ослабли и рукав сдвинулся в ту или другую сторону. Тогда ослабить три винта крепления рукава к платформе, маховиком установить иглу посередине (относительно передней и задней стенки) игольной щели в пластине и зажать большой отверткой все три винта, проверяя, не сбилась ли игла в отверстии игольной пластины.

23. Обрыв верхней нитки бывает по следующим причинам:

а) нитка цепляется за левый острый выступ зева корпуса хода челнока. При левом уколе зигзага левый острый выступ зева должен выходить за иглу не более чем на 1 мм. Для этого сместить корпус хода челнока влево на 3—4 мм (см. п. 16 и рис. 2);

б) нитка захватывается челноком в паз. Здесь две причины: зазор между челноком и входным концом толкателя челнока или отсутствует, или очень мал (меньше 0,3 мм); шероховатость скошенной части носика челнока (вынуть челнок и тщательно отполировать поверхность носика);

в) входной конец имеет зазор менее 0,3 мм с большой площадкой челнока. Должен же он быть не менее 1,5 мм;

г) нитка на правом уколе зигзага не успевает сойти с челнока и обрывается (уменьшить расстояние между иглой и носиком челнока на левом уколе зигзага, т. е. уменьшить заход челнока за иглу, когда она находится в крайнем нижнем положении).

24. Если игла сломалась, возможно, что она сбилась назад. Нижний кронштейн 9 (см. рис. 31) рамки 2 игловодителя 1 подать вперед, не трогая винты 8, при этом игла выйдет на середину щели игольной пластины.

25. Игла становится тупой и гнется, если упирается в край то большой, то малой площадки в прорези челнока. Необходимо трехгранным или четырехгранным алмазным надфилем спилить края площадок, причем их верхние кромки спилить так, чтобы образовались площадки-фаски под углом 45° к верхней плоскости обеих площадок. В этом случае игла коснется фаски, соскользнет в прорезь челнока и останется неповрежденной. Главное —применять иглы только того типа, на который отрегулирована машина, и не работать кривыми иглами. Крепление игловодителя должно быть без люфта.

Использованы материалы книги А. И. Зюзина "Ремонт бытовых швейных машин"

Hosted by uCoz