.

Д О М А Ш Н Я Я

М А С Т Е Р С К А Я

Новости сайта Коктейли Самогон Катастрофы Экстрасенс X-FILES
Бесплатное Мастерская Главная Отзыв Разное Библиотека
 
Глава 3
НЕИСПРАВНОСТИ ШВЕЙНЫХ МАШИН РАЗЛИЧНЫХ МАРОК И МЕТОДЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ
  ШВЕЙНАЯ МАШИНА “ЧАЙКА” 2 кл. ПМЗ

Эта машина в ножном исполнении выполняет прямую, зигзагообразную строчку, смещение строчки, обратный ход, а также ряд декоративных строчек.

1. Снять с машины шпульный колпачок, запорное кольцо и челнок.

2. Зигзагообразная и декоративные строчки получаются после установки на задней стенке в специальное устройство сменных пластмассовых дисков. Все они двусторонние, т. е. на окружности диска с обеих сторон есть по одной самостоятельной дорожке, а сбоку их рисунки. Таким образом, каждый диск соответствует двум видам декоративных строчек. Лишь один диск имеет на обеих сторонах один и тот же рисунок — зигзаг. Сносилась дорожка на одной стороне — в запасе другая. Для того чтобы заменить диск с декоративной или зигзагообразной строчкой, надо выполнить определенные операции. Лучше для этого снять верхнюю крышку, тогда будет удобнее выполнять работы и избежать поломки диска. Отвернуть рукой справа сверху один винт с пластмассовой головкой, подать крышку влево и снять ее. Ручку выбора строчек поставить на нуль. На задней стенке отвернуть пластмассовую гайку и снять ее вместе с диском. Придерживая левой рукой диск, правой повернуть гайку так, чтобы ее фиксаторный язычок совместился с прорезью в диске. Теперь диск отделится от гайки. Взять другой или этот же диск обратной стороной и совместить выемку в диске с фиксаторным язычком гайки, вставить ее в диск и повернуть на пол-оборота. Копирный рычаг, копирующий профиль дорожки с диска, отвести пальцем вправо к маховику. Теперь можно свободно ставить диск с гайкой на место. Но при этом необходимо знать, что на ведущей оси есть острый палец, а в пластмассовом диске три окна, в одно из которых должен войти этот палец. Только после этого можно завинчивать гайку до отказа. Таким образом, при установке диска есть два опасных момента:

если не отодвинуть вправо копирный рычаг, при завинчивании гайки может поломаться диск;

если острый конец не введен в окно, при завинчивании гайки также может поломаться диск.

В комплект новой машины входят 14 сменных дисков. Чем их больше, тем больше машина может выполнять декоративных строчек. Однако зачастую через несколько лет у владельца машины остается лишь диск для зигзагообразной строчки, установленный на машине. Остальные диски девались невесть куда. Поэтому, конечно, лучше, когда набор дисков с декоративными строчками находится непосредственно на машине, как, например, у машины “Чайка” 142М кл. Но машина “Чайка” 2 кл. с приложенными к ней дисками может выполнить 26 декоративных строчек, а машина “Чайка” 142М кл.— всего четыре.

Нередки случаи поломки пластмассового копира зигзага. Это происходит в тот момент, когда надетый на гайку копир пытаются поставить на место, не поставив ручку управления зигзагом в положение 0, не отодвинув вправо рычаг копира.

Купить копир в торговой сети или в мастерской невозможно, так как Подольский завод запасных деталей к машине “Чайка” 2 кл. не выпускает, и стоит машина без дела из-за отсутствия копеечной детали. А выход есть, и очень простой. Этот злосчастный копир можно сделать самому. Взять из имеющихся копиров декоративных строчек более похожий на зигзагообразный и снять с него чертеж, внося поправки на полный зигзаг. По этому чертежу разработать чертежи деталей, необходимых для изготовления копира. Копир делать из универсального эпоксидного клея, армируя его марлей. Автор представляет сделанные им детали для изготовления копира зигзагообразной строчки к машине “Чайка” 2 кл. (рис. 43). Матрица слагается из собственно матрицы-корпуса и шести привинченных винтами М3 сухарей, которые образуют внутренние выступы в ней. Сухари сделать из кольца, выточенного на токарном станке и разрезанного на заготовки для шести сегментов.

Рис. 43. Форма для изготовления пластмассового копира зигзаг (машина “Чайка” 2 кл.):

1 — стяжной болт М10; 2 — матрица; 3 — пуансон; 4 — шайба. 5 — гайка. 6 - резьбовые (М5) отверстия , 7 — секторы на винтах

Опишем последовательность изготовления копира:

удалить с пресс-формы матрицы заусенцы и различные частицы — она должна быть абсолютно чистой;

смазать машинным маслом (автолом) внутреннюю полость матрицы и ту торцовую часть, которая контактирует с пуансоном;

смазать таким же маслом рабочую поверхность пуансона и стяжного болта. Отверстия в матрице и пуансоне, куда входит стяжной болт, тоже смазать маслом;

ввернуть в матрицу заглушки-винты М5. Их концы внутри матрицы должны быть заподлицо с внутренней плоскостью. Вставить в матрицу стяжной болт;

в пластмассовую баночку налить 1 столовую ложку эпоксидной смолы. В смолу добавить 1/10 столовой ложки отвердителя. Компоненты тщательно перемешать, добавить 1/2 столовой ложки сухою мела в порошке (лучше зубного порошка), все тщательно перемешать;

в матрицу налить состав на половину объема полости. Нарезать марлю — 4 кусочка размером 60х20 мм;

осторожно положить в матрицу кусочек марли и двумя малыми отвертками утопить его в смеси. Затем положить второй кусочек и тоже утопить его, так утопить все четыре кусочка;

затем добавить смесь так, чтобы она была примерно на 0,5 мм ниже края матрицы; надеть на болт пуансон, смазанный маслом, шайбу и зажать гайку несильно во избежание деформации матрицы, но так, чтобы пуансон контактировал с матрицей; положить блок в теплое место на сутки. Температура воздействия на блок не должна превышать 300 , иначе в копире образуются раковины. Через сутки снять гайку, нагреть матрицу до температуры 80°, поставить на подставку и постепенно, поочередно вывинчивать винты заглушки, извлечь копир из формы. Можно вывернуть винты, ввести в матрицу извлекатель, и, постукивая по кругу молоточком, извлечь копир. Если образовались раковины, заделать их эпоксидным клеем прежнего состава. Затем копир без изъянов обработать с помощью оправки при большой частоте вращения. Обрабатывать только цилиндрическую поверхность выступов, выдержав размер копира в пределах 44,6—44,7 мм. Затем вручную обработать все неровности и острые кромки. Копир должен быть гладким и иметь правильную симметричную форму. Сверлом диаметром 4 мм просверлить под выступами на линии симметрии два-три отверстия. В осевом отверстии сделать одну замочную выемку.

3. Реконструировать регулятор натяжения верхней нитки. Нитенаправительную скобу убрать, компенсационную пружину переместить на левую сторону (см. рис. 28). Вертикальную полку большого толкателя поставить к его горизонтальной части под углом 100° (подробно об этом см. гл. 3 “Швейная машина “Подольск 142 кл. ПМЗ”, п. 9).

4. Проверить иглу (см. гл. 2 “Механизм иглы”). Для данной машины игла должна быть с лыской на колбе. Поставить иглу лыской колбы назад, продольным длинным желобком к швее. Игольный нитенаправитель должен быть замкнутым в виде кольца. Вход нитки закрыт иглодержателем.

5. Проверить положение иглы в отверстии игольной пластины. Игла должна быть посередине или чуть ближе к переднему краю щели относительно передней и задней стенок (см. рис. 11).

Если игла смещена к задней стенке, т. е. А>Б, попытаться переместить ее к середине. Для этого ослабить два винта 8 (см. рис. 31) крепления кронштейна 9 рамки игловодителя 1. Кронштейн 9 чуть-чуть подбить при помощи плоского надфиля и молоточка (А = Б).

При А>Б произойдет поломка иглы, при А<Б будут пропуски стежков в строчке.

Зажать винты. Если при этом пропадет зигзаг, то установить кронштейн 9 (см. рис. 31) в новое положение, попеременно меняя ось смещения то на верхнем винте, то на нижнем 8. Траектория, перемещения стержня кронштейна может проходить по дуге с большим радиусом, когда зажат верхний винт, и по малой дуге, когда зажат нижний. Найти нужную точку на дугах при которой рамка двигалась бы по стержню кронштейна без заедания на зигзаге,— дело большого количеств проб и испытаний. Эта регулировка наитруднейшая из всех остальных для данной машины.

Рис. 44. Положение иглы в игольной пластине машины “Подольск-125” кл. ПМЗ, “Чайка” 2 кл. ПМЗ):

1 — при правом уколе; 2- при левом уколе; .3 — при прямой строчке

6. Установить иглу в прорези игольной пластины для зигзага. Регулировку вести при помощи копирного рычага (который касается пластмассового диска) на блоке зигзага. При работе рычаг копирует профиль диска и передает его на иглу через другие рычаги. Поставить иглу на правый укол зигзага. На середине оси рычага (сверху в блоке) расположен винт с большой головкой, отпустить его, левой рукой задержать иглу в крайнем правом положении 1 (рис. 44). Правой рукой отверткой зажать винт. Проверить маховик на левый укол зигзага (положение 2). Если при неоднократном прокручивали правый укол зигзага отойдет от правого конца щели более чем на 0,1 мм, повторить регулировку на правом уколе зигзага, добиваясь, чтобы зазор между иглой и правым краем щели был не более 0.1 мм. Это условие обязательное для успешной работы машины. На левом уколе зигзага игла должна отстоять от края на 1,5 – 2 мм.

7. Установить иглу для прямой строчки посередине прорези пластины относительно правого и левого конца, когда М=В. Регулировку производить винтом крепления рычага зигзага на штанге рамки игловодителя.

Штанга круглого сечения проходит во втулке на дне рукава. (Смотреть сверху). Если игла расположена не посередине, отпустить указанный винт на хомутике штанги и установить иглу посередине прорези. Затем завернуть винт. Если после этого не будет получаться зигзагообразной строчки, снова отвернуть винт (иглу не трогать!) и поправить рычаг зигзага. Добиться нормальной работы зигзага, зажать винт большой отверткой не очень сильно, чтобы не было перекоса рычага.

8. Установить иглу так, чтобы при зигзаге ее вход и выход были вертикальны. Регулировку вести поворотом на некоторый угол червячной шестерни на коленчатом валу (см. рис. 34). Шестерня крепится двумя винтами 3, и, если их ослабить, может получиться, что шестерня не сдвинется с места. В таком случае снять блок зигзага, ослабить винты и сдвинуть шестерню в сторону, зачистить напильником место ее посадки на валу, поставить шестерню и проверить, свободно ли она проворачивается на коленчатом валу.

Чтобы снять блок зигзага, проделать следующие операции:

отвернуть слева винт крепления блока;

ослабить на заднем конце оси блока два малых винта без головки;

на переднем конце оси блока есть лыска. С задней стороны отверткой повернуть ось блока лыской вверх;

отверткой сделать упор в конце лыски оси и, постукивая по отвертке молоточком, сместить ось назад;

отвернуть винт крепления ручки управления смещением строчки вправо и влево (винт расположен на кольце около блока);

вынуть ручку смещения строчки;

кусачками сзади вытянуть ось блока назад. Конец оси останется в теле задней стенки рукава. С правой стороны блока должен выскочить рычаг, который держится на двух точках оси. Между передней стенкой рукава и блоком, где проходит ось ручки, помещена пластинчатая пружина. Она фиксирует положение ручки зигзага и ручки смещения строчки. При поломке пружины обе ручки во время работы самопроизвольно поворачиваются. В таком случае надо сделать пружину (готовой наверняка не окажется) из сталистой пластины толщиной 0,3—0,4 мм. Лучше ставить две такие пружины выпуклой стороной назад. После достижения легкой подвижности червячной шестерни на коленчатом валу и закрепления ее одним винтом поставить блок зигзага на место. При этом сделать следующее:

поставить рычаг справа длинным концом к передней стенке. Через него проходит ось блока в двух проушинах. Ввести ось блока лишь на ширину рычага;

поставить между передней стенкой и блоком две пластинчатые пружины (рис. 45);

установить ручку управления смещением строчки. Ее ось пройдет через отверстие в пластинчатой пружине;

Рис. 45. Детали к машине “Чайка” 2 кл. ПМЗ:

а — старая пружина; б — новая пружина; в — иглодержатель с двумя нитенаправительными отверстиями

продолжить продвигать ось блока до упора через выемку в пластинчатой пружине. Отверткой повернуть ось блока с задней стороны так, чтобы его лыска на переднем конце находилась слева. Зажать два малых винта сверху на оси блока. При зажиме верхнего левого большого винта крепления блока к машине проследить за сохранностью зазора между зубьями в шестернях. Зазор должен быть еле ощутим рукой на ведомой шестерне. Легкость вращения коленчатого вала не должна нарушаться. Для регулировки зазора в зацеплении под левым большим винтом крепления блока к машине есть несколько прокладок. Если их количество не обеспечивает нужного зазора, одну или две прокладки можно сменить фольгой.

Итак, блок зигзага поставлен. Теперь провернуть маховик и проверить вращение вала. Оно должно быть легким. При переключении прямой строчки на зигзагообразную и обратно ручка управления не должна увлекать малую ручку смещения строчки. Если это происходит, ослабить винт крепления оси ручки смещения строчки и немного вытянуть ее вперед, т. е., между большой и малой ручками сделать зазор, примерно равный 0,1 мм.

Установить вертикальный вход и выход иглы из щели, поворачивая червячную шестерню на некоторый угол (см. рис. 34). В какую сторону и на какой угол, укажет игла. После каждого сдвига шестерни, проворачивая маховик, смотреть, как входит и выходит игла на правом и левом уколах зигзага. Добиться строго вертикального входа и выхода иглы из прорези пластины. После этого зажать оба винта червячной шестерни.

9. Установить нужный зазор между иглой и носиком челнока в плоскости его вращения. Иногда этот зазор не удается установить по той причине, что игла, находясь в крайнем нижнем положении, касается внутреннего края широкой полки челнока и между иглой и носиком челнока образуется зазор в 1 —1,2 мм. В таком случае неизбежны пропуски стежков в строчке, особенно при шитье тонких материалов, таких, как трикотин, нейлон, трикотаж. Спилить алмазным надфилем трех- или четырехгранного сечения внутренний край широкой полки челнока на 1 мм (см. рис 19). Эта операция трудоемкая и ответственная в том смысле, что носик челнока с внутренней стороны широкой полки трогать нельзя, иначе челнок выйдет из строя.

Чтобы установить зазор, необходимо снять игольную пластину, откинуть машину на петлях, ослабить контргайку и немного винт крепления корпуса хода челнока. Поставить иглу на левый укол зигзага и совместить носик челнока с иглой. Установить зазор между иглой и носиком челнока в вертикальной плоскости в пределах 0,05—0,1 мм. Однако зазор в 0,05 мм устанавливать в крайнем случае, если при пробном шитье нейлона будут пропуски на левом уколе зигзага. Регулировка зазора обеспечивается перемещением корпуса хода челнока вверх или вниз. Если перемещению будет мешать ведомая коническая шестерня на валу толкателя челнока, ослабить винты и опустить ее. После установки зазора между иглой и носиком челнока отрегулировать зазор в зубьях конических шестерен, затем винты крепления шестерни завернуть накрепко. Челнок снять.

10. Установить зазор между иглой и правым краем нитенаправительной пластины, закрепленной двумя винтами, расположенными на запорном кольце челнока с левой стороны. Оба винта зажать накрепко. Зазор должен быть равен 0,8—1 мм. Регулировать его поворотом корпуса хода челнока в ту или другую сторону. После установки зазора проверить, не нарушился ли зазор между иглой и носиком челнока в плоскости его вращения. Если это произошло, установить по п.9. Закрепить винт крепления корпуса хода челнока и зажать контргайку. Снять запорное кольцо челнока.

11. Установить зазор между иглой и носиком челнока, когда игла находится в крайнем нижнем положении, а челнок зашел за нее и находится в левом крайнем положении. Это расстояние должно быть в пределах 1,5 -2 мм. Чаще всего обрыв и петляние верхней нитки происходят в результате увеличения этого расстояния.

Поставить иглу в крайнее верхнее положение. Кусачками обхватить вал сектора конической шестерни и держать его неподвижно. Правой рукой при помощи отвертки ослабить винт крепления кривошипа на правом конце вала секторной шестерни. Затем правой рукой придержать маховик от проворачивания, а левой при помощи кусачек провернуть вал в любую сторону. От поворота челнок переместится. Добиться указанного расстояния. После установки крепко зажать винт крепления кривошипа. Лучше всего окончательно зажать его, обхватив головку винта кусачками.

12. Установить расстояние между иглой и носиком челнока в момент их встречи на правом уколе зигзага. Это расстояние должно быть равно 1 мм (выше ушка иглы). Регулировка осуществляется перемещением игловодителя. Ослабить винт крепления игловодителя (с левой стороны рукава), переместить его на нужный уровень и накрепко завернуть.

13. Проверить состояние шпульного колпачка. В случае необходимости отрегулировать или отремонтировать по методу, изложенному в гл. 2 “Челночное устройство”.

Натяжение нитки в шпульном колпачке должно быть слабым. Это особенность машины “Чайка” 2 кл. Регулировку выполнить так. Зажать регулировочный винт шпульного колпачка и отпустить его на пол-оборота. Если после этого нитка будет идти слабо, снять пластинчатую пружину и подогнуть внутрь. Если нитка пойдет туго, внутренний усик пластины, который ближе ко входу шпульки, подогнуть внутрь. Работу выполнять маленькими пассатижами с очень тонкими заостренными губками. Если после подгиба нитка пойдет легко, легонько ударить по пластине в месте сгиба — натяжение изменится. При регулировке на шпульке должна быть нитка № 40.

Больше чем на пол-оборота винт отворачивать нельзя, так как он может потеряться. Резерв в пол-оборота оставляется для очень тонких ниток.

14. Проверить состояние челнока и выполнить все необходимые операции (см. гл. 3 “Швейная машина “Подольск” 142 кл. ПМЗ” и гл. 2 “Челночное устройство”).

15. Одной из серьезных неисправностей является натяжение приводного ремня. Сечение ремня должно быть круглым, концы стачивать так, чтобы они не выходили за пределы поперечного сечения ремня, т. е. чтобы не цеплялись за края отверстий. Соединить концы ремня металлической скобочкой, сделанной из булавки сред них размеров. Отверстия на концах ремня проделать острым плоским предметом, например, небольшими ножницами. Если же отверстие прокалывать шилом, ремень не разрезается, а разрывается, расслаивается и рвется. Очень важно знать, с какой стороны начать прорезать отверстие для скобочки. На ремне всегда можно определить верхнюю лицевую (она темная и гладкая), нижнюю и две боковые стороны. Прорезать отверстие надо с лицевой стороны, хуже – с нижней, и совсем плохо – с боковых сторон. Натяжение ремня должно быть слабым, но не настолько, чтобы он проскальзывал при резком изменении скорости вращения колеса в процессе работы. Тугое натяжение ремня станет причиной тяжелого хода машины.

16. Если регулятор не фиксирует длину стежка, выполнить следующие работы. Поставить машину вертикально маховиком вверх. Вывернуть стопор фрикционного винта (справа возле маховика). Осторожно отвернув фрикционный винт, заметить, в каком положении находилась фрикционная шайба, чтобы потом при сборке поставить ее правильно. Снять фрикционную шайбу и маховик. Под ним снизу находится винт, скрепляющий тормозное устройство регулятора длины стежка.

Тарельчатая пружина может быть лопнувшей или потерявшей свою упругость и форму в силу старения и усталости металла. В таком случае заменить ее новой. Если есть только подержанная пружина, можно поставить ее в качестве усилителя так, чтобы общий размер по высоте был минимальным, т. е. обе тарельчатые пружины должны стоять выпуклостью вниз. Трудности при сборке узла возникнут, если при попытке завернуть винт большая специальная шайба собьется. Поэтому сборку следует вести очень внимательно и аккуратно в обратном порядке:

поднять кулису шага вверх и зафиксировать ее верхнее положение;

на ее ось сверху положить тарельчатую пружину выпуклостью вниз;

положить на пружину шайбу с сегментным приливом в отверстии. Сегменты в шайбе и на оси должны совпадать и не сбиваться во время завинчивания винта;

поставить круглую шайбу;

аккуратно зажать винтом все тормозное устройство.

Использованы материалы книги А. И. Зюзина "Ремонт бытовых швейных машин"

Hosted by uCoz