|
Глава 1 |
ВИДЫ
НЕИСПРАВНОСТЕЙ И МЕТОДЫ ИХ
УСТРАНЕНИЯ |
ОБРЫВ
ВЕРХНЕЙ НИТКИ |
Причина
|
Метод
устранения
|
I. Сильно
зажата нитка между шайбами
в регуляторе |
Отпустить
гайку регулятора
натяжения верхней нитки |
2. Защемление
верхней нитки на ходу,
например, когда игла
входит в отверстие
игольной пластины
вплотную к правой или
левой стенке |
Если игла
сместилась вплотную к
правой (левой) стенке в
отверстии игольной
пластины, снять
игловодитель и профре-зеровать
куском нового ножовочного
полотна глубину канавки, в
которую вставляется игла.
Игла должна проходить по
центру отверстия (см. гл. 2
“Механизм иглы”) |
Нитка может
защемляться в разных
местах, например, при
выходе с пальца шпульного
колпачка |
Осторожно,
медленно вручную
проворачивая маховик,
обнаружить, где
проскакивает нитка со
щелчком (защемляется) —
нитки на всем своем пути,
от катушки до строчки
должны проходить свободно,
легко, без малейших
заеданий — и устранить
дефект. |
3. Коническая
пружина на регуляторе
натяжения верхней нитки
поставлена неправильно (нитка
обрывается при
вытаскивании ткани, когда
поднята лапка). При отжиме
коническая пружина
отжимается только
определенным краем, а не
всей плоскостью |
Снять
нажимную гайку регулятора
и повернуть коническую
пружину по часовой стрелке
на 180°. Поставить гайку на
место. При поднятии рычага
подъема лапки толкатель
нажимает на отжимную шайбу
регулятора, коническая
пружина сжимается,
освобождая нитку |
4. Заедание
конической пружины на оси
регулятора натяжения
верхней нитки |
Снять
нажимную гайку и
коническую пружину с оси
регулятора, немного
развести концы оси и
выправить верхний малый
виток конической пружины.
Собрать узел в обратном
порядке. |
5.
Заклинивание в регуляторе
сильно перекрученной
нитки. Верхняя нитка с
катушки подается
импульсно, т. е. рывками.
После рывка следует резкое
ослабление. В этот момент у
сильно перекрученной
нитки образуются завитки
разной длины |
Заменить
верхнюю нитку |
6. Слишком
слабое натяжение верхней
нитки. В результате в
строчке снизу образуются
петли, которые челнок
увлекает в челночный паз |
Поджать гайку
регулятора натяжения
верхней нитки — повернуть
ее по часовой стрелке |
7. Неправильно
собран регулятор
натяжения верхней нитки,
что бывает часто |
Правильно
собрать регулятор
натяжения верхней нитки.
Важна последовательность
сборки: в компенсационную
пружину вставить ось
регулятора, ось с пружиной
вставить в основание
регулятора и зажать
стопорным винтом. На ось
надеть большую шайбу,
затем малую вьпуклостью
наружу, вторую малую
выпуклостью внутрь,
вставить толкатель в ось
со стороны шайб, поставить
отжимную шайбу с
перемычкой в отверстие,
коническую пружину
широким концом к шайбам,
поставить нажимную гайку.
Проверить наличие зазора
между толкателем и
отжимной шайбой. Он должен
быть равным 0,5 мм. Такой же
зазор должен быть между
толкателем н рычагом
подъема лапки (см. гл. 2 “Регулятор
натяжения верхней нитки”) |
8. Отсутствует
толкатель на регуляторе
натяжения верхней нитки (нитка
обрывается при
вытаскивании ткани, когда
поднята лапка) |
Сделать и
поставить толкатель в
регулятор. Его лучше
сделать из гвоздика
диаметром 1,5—2 мм и длиной
30—35 мм. Шляпку гвоздика
расплющить, затем довести
его до размеров: высота
расплющенной части 1,5 мм.,
длина 4 мм, толщина 2 мм. Длину
толкатели определить по
месту. Ориентировочно для
машины 2М она равна 28 мм |
9. Нет отжима
нитки. Толкатель
регулятора поставлен
расплющенным концом в
сторону рычага, т. е.
снаружи |
Разобрать
регулятор и поставить
толкатель плоским концом
внутрь со стороны гайки |
10. Нет
отжимной шайбы на
регуляторе натяжения
верхней нитки (оборвалась
перемычка в отверстии
отжимной шайбы, шайбу
забыли поставить при
сборке). Нитка обрывается,
так как зажата в
регуляторе (рис. 1) |
Поставить
отжимную шайбу. Если ее нет,
накрутить на последний
виток конической пружины
медную проволоку
диаметром 1 —1,2 мм. Концы
загнуть на виток, а
середину выгнуть вверх по
всему профилю наружной
шайбы. |
11. На нитке
узелки, задергивающие ее в
регуляторе и игле |
Заменить
верхнюю нитку |
12. Тонкая игла
прокалывает очень тонкое
отверстие, и нитка при
движении испытывает очень
сильное трение (материал
очень плотный или толстый) |
Поставить
иглу согласно таблице
подбора толщины игл и
ниток по ткани (см. гл. 4) |
13. Слишком
острые кромки ушка иглы (нитка
разрезается) |
Заменить иглу. |
14. Корпус хода
челнока смещен вправо
настолько, чти при левом
уколе зигзага игла заходит
за его левый острый выступ
на 3—4 мм. Нитка при выходе
из челнока задевает за
выступ и обрывается (рис. 2) |
См. п. 46 |
15. Неправильно
поставлена игла. Такая
ситуация встречается
часто. У машин разных марок
игла ставится по-разному.
Не надо путать лыску на
колбе с длинным желобком
вдоль всей иглы. Длинный
желобок иглы всегда
направлен в сторону
игольного нитенаправителя
-- это правило для машин
всех марок
|
Иглу вставить
до упора желобком вправо,
лыска на колбочке обращена
влево (для ма-шины 2М кл.).
Игла с круглой колбой не
годится (будет сби-ваться
при шитье), игла с
самодельной лыской на
колбе совсем непригодна (см.
гл. 2 “Механизм иглы”) |
16. На
регуляторе натяжения
верхней нитки отсутствует
компенсационная пружина.
Она необходима для сброса
верхней нитки с челнока и
подачи ее с катушки |
Поставить на
регулятор компенсационную
пружину |
Рис. 1.
Положение толкателя
внутри
регулятора натяжения
верхней нитки (машина 2М кл.
пмз):
1-
отжимная шайба; 2 –
токатель; 3 – рычаг подъема
лапки; 4 – ось вращения
рычага
|
17. Слишком
сильное натяжение
компенсационной пружины.
Пружина создает на нитке,
обегающей шпульный
колпачок, критическое
натяжение. На машинах
разных марок
компенсационная пружина
ставится на различное
натяжение: “Чайка-2” —
сильное, 2М кл. ПМЗ —
умеренное, “Чайка” 142М кл.— слабое. Но
даже в машинах одной марки
натяжение может быть
различным |
Ослабить
натяжение компенсационной
пружины. Вообще, сила
натяжения этой пружины
устанавливается по месту и
условиям оптимального
режима образования
нормальной строчки (см. гл.
4) |
18. Острые
зазубрины на лапке,
которые образовались в
результате частых ударов
иглой (нитка взрезается) |
Заточить
место зазубрин надфилем
плоско-выпуклого сечения.
Иглу отрегулировать
посередине прорези в лапке,
а в иглодержателе
завернуть отверткой. Не
шить кривыми иглами |
19. Острые
зазубрины в отверстии
игольной пластины от
частых ударов иглой (игла
не зажата отверткой, игла
кривая, тупая, ржавая, с
круглой колбой, с
самодельно заточенной
лыской |
Куском
ножовочного полотна
профрезеровать фаску в
игольном отверстии
пластины, затем круглым
надфилем сделать от-верстие
гладким. Можно сделать
фаску сверлом
соответствующего диаметра,
но эти трудоемко |
Рнс. 2.
Положение иглы при левом
уколе зигзага в машинах “Чайка”
142М кл., “Чайка” 132М кл., “Подольск”
142 кл. и др.:
а —
неправильное (заводская
установка); б – правильное
(после ремонта); 1 – корпус
хода челнока; 2 – игла
|
Рис. 3.
Устройство защелки
шпульного колпачка (машина
2М кл. ПМЗ):
1— ручка; 2 —
защелка; 3 — кромка
отверстия, запирающая
шпульный колпачок на оси
челнока; 4 — зубец
блокировки шпульки; А -
место укорачивания ручки;
Б — место .запиливания
скругления; В — сторона
отверстия, обращенная к
шарниру (спиливается)
|
20. Зазубрины в
нитепритягивателе. Нитка
обладает
гигроскопичностью. В
воздухе много пыли. Внедряясь
вместе с влагой воздуха в
нить, она делает ее как бы
наждачной, а через
отверстие
нитепритягивателя за годы
работы проходят сотни
километров нитки. |
Отверстие
обработать куском
ножовочного полотна (углом)
и отшлифовать круглым
алмазным надфилем |
21. Нитка
зацепляется за
выступающий зубец защелки
шпульного колпачка. Зубец
от долгой работы протерся.
При отводе ручки он
упирается в край шпульки и
легко отгибается. Вторая
причина- зубец выступает
над поверхностью колпачка
— это явный брак |
Лучше
заменить защелку. Если это
невозможно, снять ее и
откусить кусачками зубец |
22. Нитка
зацепляется за
регулировочный винт
шпульного колпачка. Винт
завернут с перекосом или
не соответствует данному
колпачку |
Заменить винт
на шпульном колпачке. Сели
это невозможно, спилить
надфилем выступающую
часть винта |
23. Нитка
зацепляется за винт
крепления пружинной
пластины толкателя
челнока. Винты поставлены
наперекос, отвернулись или
не соответствуют данной
конструкции |
Если
завернуть винт глубже не
удается, спилить его
выступающую часть
надфилем |
24. Нитка
задевает за ручку защелки
шпульного колпачка,
Стопорный винт защелки
слишком длинный. Он
ставится изнутри колпачка.
Его конец может
высовываться из защелки и
отодвигать наружу ее ручку.
Создаются условия для
задевания или намотки
верхней нитки за ручку
защелки |
Плоским
надфилем спилить
высунувшуюся часть
стопорного винта защелки |
25. Между
защелкой и осью челнока
нет зазора. Ручка защелки
имеет свободный ход,
который вызывает не только
зацепление, но и намотку
нитки на шпульный колпачок
и обрыв ее. Ручка не
соответствует защелке (см.
гл. 2 “Челночное
устройство”) |
Снять защелку,
край ее отверстия
подпилить круглым
надфилем в сторону шарнира.
Выполнять работу
осторожно и с
неоднократной примеркой.
Можно снять и
разъединить защелку,
заменить ручку (рис. 3) |
26. Стишком
большая бобина. Нитка,
сматываясь с бобины, тут же
наматывается на катушко-держатель.
Чем больше бобина, тем
больше ее инерция вращения
и тем больше будет
наматываться нитка на
катушкодержатель |
Перемотать
нитку с бобины на катушку |
27. Слишком
тонкая или непрочная нитка,
а ткань плотная или
толстая |
Заменить
тонкую нитку на нитку,
соответствующую толщине
ткани |
28. Нитка
обернулась два раза вокруг
проволоки нитенаправителя
или компенсационной
пружины (обрыв на быстром
ходу). Такая ситуация
создается при
перекрученной нитке или
неправильной ее заправке |
Заменить
нитку. Проверить все
пункты заправки верхней
нитки |
29. Велика
бобина (нитка не
выдерживает силу инерции
покоя большой бобины |
Не применять
больших бобин. Перемотать
нитку на катушке |
30.
Рассогласованность
движений иглы и челнока.
Ослабли винты крепления
большого кулачка с
фигурным пазом на левом
конце главного
коленчатого вала. Он
проворачивается (швейные
машины “Паннония”, “Тула”,
“Чепель-30”). |
Кулачок
поставить в правильное
положение по моменту
встречи иглы, когда она
начинает движение из
крайнего нижнего
положения. Ушко иглы выше
носика челнока на 2 мм (см.
гл. 3 “Швейная машина 2М кл.
ПМЗ”) |
31. Ослабла
цилиндрическая пружина
шпульного колпачка, в
результате чего ручка
защелки имеет свободный
люфт и мешает работать
верхней нитке. Пружина в
колпачке очень гонкая, и
ржавчина очень быстро
разрушает ее, особенно
когда машина стоит у окна,
в сыром углу или на полу |
Заменить
цилиндрическую пружину в
шпульном колпачке. Ее
легко сделать самому из
сталистой проволоки
диаметром 0,3—04 мм (см. гл. 2
“Челночное устройство”, п.
31), |
32. Высокие
выступы, ограничивающие
шарнир защелки шпульного
колпачка. Верхняя нитка
задевает за них и
соскакивает с заметным
подергиванием. От этого
происходит еще и петляние
нитки снизу. Чаще это
бывает тогда, когда
шпульный колпачок плохо
подобран |
Заменить
шпульный колпачок. Выступы
можно немного спилить (до
уровня шарнира защелки) и
тщательно прошлифовать |
33. На шпульном
колпачке хвостовик
пружины не введен в
прорезь колпачка. Нитка
при обводе вокруг
шпульного колпачка
зацепляет за хвостовик
пружины и обрывается |
Отвернуть
регулировочный
винт пружины (он же винт
крепления), заправить ее
хвостовик в прорезь
шпульного колпачка и
поставить винт на место.
Отрегулировать натяжение
нижней нитки |
34. Конец
нижней нитки сошел со
шпульки и захлестывает
верхнюю, отчего она
обрывается |
Заново
намотать нитку на шпульку |
35. В месте
крепления пластинчатой
пружины толкателя челнока
или направительной
пластины корпуса хода
челнока есть облом в
отверстии. Пружины
сбиваются в сторону |
Снять корпус
хода челнока и толкатель с
валом. На месте облома
просверлить отверстие
сверлом, диаметр которого
равен 2,2 мм, и нарезать
резьбу М2,5 заново. На
корпусе хода челнока очень
трудно высверлить облом:
разной твердости металлы
— корпус из чугуна а винт
стальной |
36. Отсутствие
зазора между челноком и
толкателем как на входе,
так и на выходе нитки может
быть в том случае, если
толкатель погнут по той
или иной причине в сторону
челнока |
Отгибанием
толкателя сделать зазор:
на выходе нитки — 1 мм, на
входе 0.3 мм (2М кл. ПМЗ) |
37. Входной
конец толкателя прижат к
носику челнока. Нитка не
может свободно обойти
конец толкателя и
затягивается в паз, по
которому скользит челнок.
При регулировке зазоров,
подгибая выходной конец,
не обратили внимания на
новое положение входного
конца |
Входной конец
толкателя не должен
касаться ни верхней (рис. 4
а), ни нижней (рис. 4. 6) площадок
челнока. Его отогнуть
отверткой на середину
вертикальной плоскости (рис.
4, в) |
Рис. 4 Положение
входного конца толкателя в
челноке при работе (правоходный
челнок):
а –
неправильное – конец
толкателя прижат к носику;
б – неправильное – конец
толкателя прижат к полке; в
– правильное
|
38. Отломан
конец пластинчатой
пружины толкателя челнока.
Чаще отламывается
выходной конец, так как им
приходится регулировать
величину выходного зазора (рис. 5) |
Заменить
пластинчатую пружину на
толкателе |
39. На рабочей
поверхности носика
челнока появилась
зазубрина от удара кривой
иглой. Носик челнока —
главная часть детали. Он
всегда должен быть острым.
Вся поверхность носика
должна быть обязательно
отполирована до
зеркального блеска |
Алмазным
надфилем сточить
зазубрину. Отшлифовать
носик челнока на
шлифовальном круге |
40. Носик
челнока слишком далеко от
иглы (более 2 мм), когда она
находится в крайнем нижнем
положении. Соединение вал
челнока — кривошип кулисы
не соответствует
положению челнока
относительно иглы |
Реконструировать
соединение вал челнока —
кривошип кулисы. Штифт
удалить, вместо него
поставить два винта М4, М5 (для
машины “Паннония”). У машин 2М
кл. ПМЗ поставить два винта
М4 (см. гл. 3 “Швейная машина
2М кл. ПМЗ”)
|
41. Носик
челнока кем-то подпилен
Геометрия острого угла
нарушена |
Заменить
челнок |
Рис. 5.
Толкатель челнока (машина 2М
кл. ПМЗ):
1 — входной
конец (вход нитки в челнок);
2- пластинчатая
буферная пружина; 3 — винты
крепления пружины; 4 —
выходной конец (выход
нитки)
|
Рис. 6. Нитенаправительная
пластина на запорном
кольце (машина “Чайка” 142М
кл.):
а - до
ремонта; б - после
ремонта (острый угол на
правой кромке срезан)
|
42.
Рабочая
поверхность носика
челнока шероховатая,
нарушена полировка. Нитка
затягивается в паз и
обрывается |
Сначала
отшлифовать носик челнока
мелкой шлифовальной
шкуркой, затем на
войлочном круге,
пропитанном пастой ГОИ —
поверхность челнока
должна быть зеркальной |
43. Рабочая
поверхность шпульного
колпачка заржавела.
Происходит такая порча
деталей там, где машины
стоят у окна, в сыром углу,
на полу, веранде, чердаке и
т. д. |
Свежую
ржавчину, окисление.
удалить легко, застарелую
невозможно. Сделать то же,
что в п. 42
|
44. У челнока
образовались острые
кромки от контактирующего
металла и ниток,
наполненных абразивной
пылью |
Алмазным
надфилем плоского сечения
притупить острые кромки на
челноке, затем отшлифовать
его шлифовальной шкуркой |
45. Обратное
вращение маховика. Это
случается у начинающих
швей при работе на машине с
ножным приводом |
Маховик
должен вращаться только
против часовой стрелки.
Учиться работать с ножным
приводом следует без
шпульного колпачка и
верхней нитки. Вместо
ткани подложить под лапку
чистую бумагу |
46. Корпус хода
челнока смещен вправо
настолько, что игла при
правом уколе зигзага
отстоит от
нитенаправительной
пластины на 3—4 мм. При этом
нитка с трудом сходит с
челнока, обрывается или
петляет снизу |
Необходимо
сместить корпус хода
челнока влево так, чтобы
зазор между иглой и
нитенаправительной
пластиной был 1 мм при
правом уколе зигзага. Для
такой регулировки
выполнить следующие
операции: откинуть
машину; из челночного
устройства вынуть
шпульный колпачок,
запорное кольцо и челнок;
на нитенаправительной
пластине сделать правый
срез под углом 900 (рис, 6); поставить
запорное кольцо на корпус
хода челнока. Опустить
иглу в крайнее нижнее
правое положение;
ослабить
болты крепления цапфы
корпуса хода челнока.
Ослабить винты обеих
втулок горизонтальною
вала секторной шестерни 8 (рис.
7);
правую
втулку вала сместить влево
на 5 мм. Ослабить оба винта
крепления кулачка 11
подъема зубчатой рейки;
сместить корпус 3 хода
челнока и вал секторной
шестерни влево на 1,5—2 мм.
При этом сделать упор
бородком в кулачок 11
подъема зубчатой рейки.
Смещение корпуса и вала
делать, не торопясь, чтобы
не нарушить зубчагую
передачу (рис. 8) . Операцию
выполнять до тех пор, пока
зазор между иглой и
нитенаправительной
пластиной (на запорном
кольце) станет равным I мм (при
зажатых болтах цапфы);
смещая
вал, обеспечить на
толкателе челнока в
зубчатом соединении еле
ощутимый зазор. Если зазор
при разных положениях
толкателя неодинаковый,
дефект неисправим, так как
причиной может быть
отсутствие на шестернях
симметрии зубьев, перекос
осей шестерен,
зксцентриситет и др.
|
Рис. 7.
Механизм корпуса хода
челнока, вала н кривошипа (машина
Подольск” 142 кл.):
1 –
вал толкателя челнока; 2 –
ограничительное кольцо
вала толкателя; 3 – корпус
хода челнока; 4 – болты
крепления крышки цапфы; 5 –
крышка цапфы корпуса; 6 –
цапфа корпуса; 7 – запорная
защелка кольца; 8 –
секторная шестерня; 9 –
левая втулка вала челнока;
10 – прилив платформы; 11 –
кулачок подъема зубчатой
рейки; 12 – вал челнока; 13 –
правая втулка вала челнока;
14 – стопорный винт правой
втулки; 15 – контргайка
конуса; 16 – кривошип вала;
17 – конус шатуна; 18 –
стяжной болт кривошипа; 19
– стопорный винт левой
втулки; 20 – коническая
ведомая шестерня; 21 –
верхний винт крепления
шестерен.
|
Рис. 8.
Зацепление конических
шестерен (машина “Подольск”
142 кл.):
1 –
верхний винт; 2 – первый
зубец; 3 – второй зубец; 4 –
крайний зубец секторной
шестерни; 5 – нижний винт; 6
– вал толкателя челнока
|
Рис. 9.
Нитенаправительная
пластина корпуса хода
челнока (машина 2М кл. ПМЗ):
1 –
зона отжига; 2 – рабочая
зона
|
47. Зазор между
иглой и пластиной равен 1
мм., а игла при левом уколе
зигзага заходит за острый
выступ на 2—3 мм |
Корпус
сместить влево так, чтобы
игла или совместилась с
левым острием корпуса, или
заходила за острие не
более чем на 1 мм (см. рис. 2).
Для создания зазора между
иглой и
нитенаправительной
пластиной подпилить
правый край пластины или
сделать новую пластину (см.
гл. 3 “Швейная машина “Подольск”
142 кл”). |
48. Рабочая
кромка нитенаправительной
пластины корпуса хода
челнока с зазубринами, так
как со временем нитка
протерла на кромке
глубокие канавки,
образовалась ржавчина и т.
д. |
Снять корпус
хода челнока
нитенаправительную
пластину. Отшлифовать ее
рабочую кромку алмазным
надфилем, шлифовальной
бумагой и на шлифовальном
круге (рис. 9) |